Три заветные буквы: маркировка "эко" на продуктах будет оправдывать ожидания

Три заветные буквы: маркировка "эко" на продуктах будет оправдывать ожидания

Продукты с маркировкой "эко" скоро появятся на прилавках магазинов. К их качеству предъявят самые высокие требования. Например, под категорию "эко" смогут попасть только те яйца, которые снесла курица, имеющая не менее 18 сантиметров насеста. Такие же выверенные до сантиметра и грамма стандарты применят к овощам и фруктам, мясу, молочным продуктам и другим товарам. Такие "чистые продукты" в будущем году станут отдельной категорией и будут снабжены дополнительными отличиями. Минсельхоз уже в конце года внесет законопроект об организации такого производства на рассмотрение Госдумы. Что за чудо-продукты появятся на прилавках магазинов под этикеткой "эко" и насколько они будут дороги, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

09 декабря 2015Вести FM



Биопомидоры, биоогурцы, биомолоко, биомясо, биохлеб, биосок и даже биокофе, биочай и биовино: нас ждет эра продуктов, отличных от тех, которыми заполнены наши прилавки. И мы узнаем их по упаковке - на ней будут стоять три заветные буквы "эко". Это значит, что внутри упаковки чистота, соблюденная на всех уровнях: почва, в которой выращиваются растения, пастбища животных, переработка, упаковка, хранение, говорит врач-диетолог, кандидат медицинских наук Маргарита Королёва. Только тогда продукт можно назвать "эко": "От момента посева растительной продукции до потребительского рынка - на всех уровнях важно соблюсти определенные правила. И если производитель хочет написать на упаковке: "без консервантов", "без использования синтетических минеральных удобрений" или "выращено в экологически чистых условиях", он должен подтвердить это теми документами, которые отразят качество". На самом деле, говорят скептики, это те продукты, которые были в советское время и еще встречаются в огородах отдаленных российских уголков.

Однако в больших городах такая продукция - давно на вес золота. И потому в отдельный ряд должны быть выделены продукты максимально высокого качества. Растения, прежде чем получить статус органической продукции, должны выращиваться на земле, которая как минимум 3 года до посева не обрабатывалась химическими удобрениями, пестицидами и гербицидами. Не допускается обработка рентгеновским излучением, исключается рафинирование, дезодорирование, гидрогенезация, в продукты не добавляются дополнительно витамины и минералы. Мода на экопродукты родилась на Западе. Вначале в США появились первые экопродукты и первые магазины с ними. Дальше эстафету подхватили европейцы и развили идею потребления чистой еды. 4 из 10 французов хотя бы раз пробовали биопродукты. Во Франции появилось даже биовино. В нем нет сахара, красителей и вкусовых добавок. Такой же напиток изготавливают уже несколько лет и в Грузии. А в Австрии в продаже появились биочай и биокофе. По данным социологов, органические продукты либо постоянно, либо время от времени позволяют себе 72% населения этой страны. В Британии биопродукты популярны даже несмотря на то, что стоят они вдвое дороже привычных аналогов. Их можно купить в специальных магазинах, в отделах супермаркетов и даже отведать в кафе. Выбору помогает маркировка.

У нас также в крупных городах есть магазины с органическими продуктами. Но их слишком мало и продукты в них очень дороги. Упаковки же в обычных супермаркетах, на которых написано "эко", "био", "без ГМО", зачастую не более чем маркетинговые уловки, говорит Маргарита Королева. Даже если это импортные продукты: "Да, на упаковках красивый эколисточек, но это биосертификатами не всегда подтверждалось. А чаще не подтверждалось. Поэтому на прилавках были псевдобиопродукты в большей степени, чем, может быть, экологически чистые продукты". А ведь многие выбирали именно такие псевдоорганические продукты, переплачивали за это и были уверены, что едят что-то особенно полезное. Рядовой покупатель никогда не отличит в магазине экопродукт от массового, и потому, прежде чем ставить маркировку с обязывающей надписью "эко" или "органика", нужны единые стандарты и контроль качества, говорит директор совхоза имени Ленина, заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты России по развитию АПК Павел Грудинин: "У нас пока никаких стандартов нет, потому каждый желающий может назвать свою продукцию "эко". Но это никакого отношения к реальным экопродуктам не имеет. Поэтому надо сначала сертифицировать землю, воду, которые используются для производства экопродуктов, а потом сами продукты. Сначала критерии - потом контроль, и только после этого открывать полки. Конечно, эта продукция будет дороже, чем обыкновенная". Безусловно, без применения современных технологий и удобрений много продуктов не получишь. Потому экопродуктов заведомо меньше. Но зато биопродукты - это минус антибиотики, гормоны, стабилизаторы, красители и прочие синтетические добавки и плюс высокий иммунитет, отсутствие аллергий и других болезней. Потому многие готовы тратиться на такой продукт.

Полностью слушайте в аудиоверсии: Эко